Фото: Парк Валь Санагра, гора erba

Парк Валь Санагра

Недалеко от Менаджо находится прекрасный парк Валь Санагра, обширная территория, богатая флорой, фауной и старинными сельскими поселениями.

Эта великолепная долина, расположенная в самом сердце Лепонтинских Альп, находится на высоте от 300 до 2000 метров над уровнем моря. Название долины происходит от ручья Санагра, который стекает со склонов горных вершин и достигает своего устья в Менаджо (200 м).

Воды Санагры часто использовались в прошлом, и их применение было разнообразным: водосборники, необходимые для питания жерновов мельниц (сохранившихся до наших дней), молотов печей и турбин для производства электроэнергии. Хотя эта деятельность прекратилась, остатки добывающих заводов все еще сохранились.

Фото: Парк Валь Санагра, водопад

В широком географическом масштабе парк расположен между озерами Комо и Лугано, и его можно увидеть, проехав по участку дороги, соединяющей Менаджо с Грандола-эд-Унити.

Выдающимся преимуществом парка Валь Санагра является сохранившаяся природная среда, состоящая из разнообразных эндемиков, лесов, лугов и альпийских пастбищ и замечательного пихтового леса Abies alba, покрывающего водосборный бассейн ручья. Парк может похвастаться наличием более сотни животных, обитающих в нем.

Геология

Еще одним важным фактором является геологическое строение парка, на которое влияет прохождение разлома Грона (linea della Grona), который в Санагре пересекает ископаемое месторождение dell’Alpe di Logone. В этом районе сохранились остатки континентального леса, который перевел часы времени на 310 миллионов лет назад во время, населенное папоротниками, земноводными и насекомыми.

В парке были найдены первые в истории Земли окаменелые семена: тригонокарпус. После пересечения разлома часы геологического времени переходят на 100 миллионов лет вперед, и сюрпризы, скрытые в скалах парка, продолжаются: теперь на месте пышного леса - теплое море, населенное грозными Saurichthys sp. и рыбами, принадлежащими к видам, характерным для времени 210 миллионов лет назад.

Фото: Парк Валь Санагра, мост Tobi
Парк Валь Санагра, мост Tobi

Круговой маршрут по парку Валь Санагра

Маршрут начинается на площади Гарибальди (Piazza Giuseppe Garibaldi), где расположен туристический офис Менаджо.

Сверните на улицу Кальви и, пройдя половину пути направо, найдите церковь Святой Марты XVI века (Chiesa di Santa Marta). Обратите внимание на интересные исторические барельефы на фасаде церкви.

В конце улицы Кальви находится приходская церковь Святого Стефана (Parrocchia Santo Stefano) очень древнего происхождения, чьи первоначальные романские постройки, однако, были утрачены.

Пройдите по улице Каронти (Via Enrico Caronti) по левую сторону от церкви и в конце улицы поверните направо на улицу Леони (Via Leone Leoni), а затем, через 30 метров, налево на улицу Кастеллино да Кастелло (Via Castellino da Castello). Вы поднимаетесь в средневековую часть Менаджо.

Сразу за церковью Св. Карло (Chiesa di San Carlo, 1614 г.) улица Кастеллино да Кастелло заканчивается улицей Н. Сауро (Via Nazario Sauro), по которой нужно идти направо (по боковой дорожке). Поднимитесь по ступенькам с правой стороны отеля Loveno и вернитесь на дорогу, следуя по ней налево. На следующем повороте (где находится прачечная) поверните налево по улице Н. Сауро.

Теперь вы находитесь в деревне Ловено с ее великолепными виллами. Многие знатные семьи, начиная с XVIII века, выбирали деревню Ловено в качестве любимого летнего курорта, привлеченные прекрасным ландшафтом и чудесным климатом. Слева на площади Милиус (Piazza Mylius) находится исторические виллы.

Миновав церковь Св. Лоренцо (Parrocchia dei Santi Lorenzo e Agnese) с барочным фасадом, поверните налево, чтобы добраться до спортивного центра, а затем, после небольшого подъема, вы попадете на большое пастбище Пиамуро (40 минут езды от Менаджо). Отсюда следуйте по тропе № 4 парка Валь Санагра в направлении Мулино делла Валле. Сразу за маленькой часовней дельи Артус (Capella dell‘Artis) тропа ведет вниз к реке Санагра.

Не переходите мост, а продолжайте идти по тропинке № 4, которая проходит мимо древней печи Galli (Fornace Galli), недавно отреставрированной и ставшей местом расположения парка Val Sanagra. Печь является примером традиционной деятельности. Глина реки и ее водная энергия использовались для изготовления кирпичей и черепицы.

Чуть дальше находится Ла Чиодерия (412 м), где до 1820 года была мельница, а затем фабрика по производству гвоздей. Сегодня это форелевое хозяйство с трактиром.

Продолжайте идти по тропе № 4. Сразу за форелевым хозяйством вы увидите начало тропы № 3, ведущей в Барну. Те, кто хочет сократить прогулку, могут пройти по этой тропе до Барны (25 минут), а оттуда спуститься обратно в Пиамуро (25 минут).

Тропа № 4 продолжает идти прямо до Мулино Карлисеппи (456 м) - мельницы, где не так давно мололи пшеницу и кукурузу.
Перейдите через старый каменный мост и сверните на тропу справа, которая ведет вдоль берега реки Санагра дальше в долину.

Вы пересекаете еще один мост у подножия Сасс-Корбе, где проход через реку преграждают огромные валуны. По вырубленным в скале ступеням можно подняться на огромный монолит. Отсюда обратите внимание на указатели, которые приведут вас к древнему известковому карьеру под названием Форначе-делла-Кальче.

Здесь сверните направо по тропе 4a к Барне. Далее по тропе вы пройдете мимо святилища, откуда открывается прекрасный вид на долину Санагра.

Оказавшись в деревне Барна, направляйтесь к церковной площади с прекрасным фонтаном и церковью Святой Марии Маддалены. Отсюда сверните на улицу, которая ведет из города к парковке.

Через 50 м поверните направо на улицу Ва Бельведере, а в конце улицы сверните налево по тропе, которая спускается по изгибам обратно в Пиамуро.

Снова спуститесь к церкви Лоренцо и Аньезе. Из церковного двора поверните налево на улицу Гвидо Вигони, которая ведет в античный центр Ловено. Вы проходите мимо входа в виллу Милиус Вигони. Это самая престижная вилла Ловено с богатой коллекцией картин и скульптур, гравюр и предметов мебели, которые раньше принадлежали основателю виллы. Ее окружает чудесный парк площадью 80 гектаров. Напротив находится не менее впечатляющая вилла Гаровальо Риччи, где располагаются офисы итальянско-немецкого центра.

Фото: Парк Валь Санагра, гора ballarona

Как добраться

Основными магистралями, по которым можно попасть в долину, являются две основные дороги: № 7 из Грандола-эд-Унити и № 8 из Плезио, которые ответвляются от государственной дороги № 340 Валь-Менаджо, соединяющей Менаджо с Комо (известной как "дорога Регина").

из Комо, Милана, Сондрио

• доберитесь до Менаджо или Грандола-эд-Унити на западном берегу озера Комо (S.S. 340);
  • из Менаджо поднимитесь вверх к деревушке Ловено рядом с кладбищем (Loc. Piamuro);