Вилла Карлотта
Содержание
Вилла Карлотта находится в городке Тремеццо и посетить ее нужно обязательно.
Архитектура, природа и искусство здесь сочетаются самым удивительнейшим образом. Величественное здание самой виллы, коллекция произведений искусства, парк – весь комплекс занимает площадь более 70 000 м2 (17 акров). Здание виллы выполнено в стиле барокко в конце XVII века, находится на вершине красивого террасного сада, с более чем 500 видов растений, произрастающих здесь благодаря мягкости климата.
В саду можно увидеть цитрусовые перголы, живые изгороди камелий, 150 сортов азалий, рододендронов, тропических растений, долину южных папоротников, пальмы, кедры, бамбуковый сад и многовековые хвойные деревья. Теплица, используемая зимой для цитрусовых, превращена в интересный музей старинных сельскохозяйственных инструментов.
А в бамбуковом саду площадью более 3000 квадратных метров, вдохновленном принципами и техниками японского садового искусства, растут 25 видов бамбука, и некоторые из которых встречаются в природе крайне редко.
Мимо нее проехать невозможно — она расположена вдоль via Panoramico, напротив входа в виллу останавливаются рейсовые автобусы С10, туристический паровозик Trombetta Exspress, курсирующий между Менаджио и Ленно, причаливают пароходы, и, наконец, есть большая парковка вдоль набережной.
Немного истории
А Вы знаете, что изначально она называлась Вилла Клеричи?
Клеричи — именно так звучит фамилия богатого и могущественного миланского рода. И если Вы присмотритесь, то и сейчас нередко увидите эту фамилию Clerici – Дворец Клеричи в Милане на улице Клеричи (кстати, улицы Клеричи есть во многих городах Ломбардии), рестораны, магазины, автосалоны, предприятия – и это только то, что видно на первый взгляд.
А сейчас немного истории. Маркиз Джорджио II Клеричи (1648—1736гг.), наследник богатого и влиятельного миланского рода, сенатор с 1684 года и с 1717 года президент Сената, построил эту виллу в 1690-х годах как манифест экономического и социального успеха семьи Клеричи. Ведь их род ведет свое начало отсюда, с озера Комо.
"Те, кто правит, никогда не невинны" — говорил основатель богатства и могущества рода, Джорджио I Клеричи, который занимался возвратом кредиторской задолженности в регионе, связанном с производством шерсти и шелка, вкладывал деньги в распродаваемую за долги недвижимость и знал с кем дружить. В 1628 году он сорвал свой первый куш, купив поместье в Копрено (расположено в 18 км от г. Комо), выставленное на торги за смехотворную сумму около 50 000 лир. Умирая, Джорджоне I оставил сыновьям состояние в 2 280 295 лир, с годовым доходом в 118 341 лир. Но потомки Джорджио I оказались не такими талантливыми финансистами, богатство постепенно таяло и в 1801 году вилла была куплена Джаном Баттистой Соммаривой опытным политиком, коллекционером произведений искусства и личным другом Наполеона Бонапарта. Именно при нем вилла достигла максимального блеска, он преобразовал парк в необычайно красивый сад.
В 1802 году, после назначения соперника Франческо Мельци вице-президентом зарождающейся Итальянской республики, политическая карьера Соммаривы была внезапно прервана и он решил посвятить себя коллекционированию произведений искусства. Соммарива общался с самыми известными художниками того времени, среди которых были Канова, Давид, Жиродет, Прудхон и Торвальдсен.
Вилла, первоначально приобретенная как демонстрация социального положения, стала настоящим музеем, который привлекал выдающихся посетителей со всей Европы.
В 1826 году, после смерти Джана Баттисты Соммаривы, виллу унаследовали родственники, и, как полагается, через некоторое время выставили ее на продажу.
Около 1840 года вилла вместе с остатками богатой коллекции произведений искусства XIX века была куплена принцессой Марианной Оранской-Нассау, женой принца Альберта Прусского, за 780 000 лир. В 1850 году пара подарила виллу своей дочери, по случаю ее свадьбы с герцогом Георгием II, наследным принцем Саксонии-Майнинген. В 1855 году, после преждевременной смерти Карлотты, вилла перешла к ее мужу, а затем к его немецкой семье, которая сделала ее своим домом для отдыха. И вот с тех пор вилла носит имя принцессы Карлотты.
Энтузиасты ботаники, герцог Георгий II вместе со своим сыном Бернардо III, работали над созданием и обогащением сада, который до сих пор представляет большую историческую и архитектурную ценность. В парке насчитывается более 150 разновидностей азалий, есть также древние камелии, рододендроны, кедры и многовековые секвойи, платаны. После смерти Георгия II имущество перешло к его сыну, герцогу Бернарду III.
7 мая 1915 года, перед объявлением Италией войны против Австрии, Макс Вундель, владелец виллы, вернулся в Германию, оставив виллу под стражу главного садовника. Последний поддерживал постоянные отношения с немецкой семьей через швейцарского консула в Милане до 18 сентября 1916 года, до даты, когда вилла была доверена капитану Guardia di Finanza города Menaggio, сначала Джованни Башченис, а затем Альберто Пассери.
В течение 1915—1916 годов была произведена детальная инвентаризация активов, имеющихся на вилле, целью которой было гарантировать и контролировать целостность имущества, которое осталось от Макса Вунделя.
Период синдикации закончился в конце 1919 года с возвращением Макса Вунделя, который взял на себя управление виллой и предпринял шаги, чтобы открыть здание и его сады для общественности. Среди работ, сохранившихся на вилле Карлотта, бесценны скульптуры Антонио Канова и его школы, а также картины Франческо Хайеса. Скульптура Амур и Психея, которую можно видеть на вилле Карлотта, была исполнена между 1818 и 1820 годами Адамо Тадолини.
Это точная копия скульптуры, заказанной Антонио Канова русским князем Юсуповым (ныне хранящейся в Эрмитаже в Санкт-Петербурге), созданной на основе оригинальной модели, которую Канова подарил своему любимому студенту Тадолини с разрешением сделать столько копий, сколько он хотел. Сделанная, за исключением крыльев, из цельного блока каррарского мрамора исключительной красоты, скульптура попала в Тремеццо в 1834 году, где за высокое качество ее приняли за оригинальное произведение Кановы и она стала одной из самых известных скульптур, полная чувственности и страсти.
На первом этаже виллы находится очень редкая коллекция гипсовых камей, более 470 работ, выполненных около 1830 года римским гравером Джованни Либеротти. Коллекция воспроизводит в миниатюре шедевры самых известных музеев того времени, начиная с музеев Ватикана и Капитолия Рима до галерей Флоренции, Неаполя и Парижа. Пройдитесь по этажам виллы, насладитесь красотой произведений искусства, собранных Джаном Баттистой Соммаривой в начале XIX века, прогуляйтесь по аллеям парка, оставленного нам герцогом Георгием II и его сыном Бернардо III в первой половине XIX века, ведь не зря виллу Карлотта в Тремеццо на озере Комо считают одним из мест наибольшей художественной и культурной привлекательности всей Италии.
Вот вкратце такова история виллы Карлотта в Тремеццо.
Полезные советы
А теперь переходим к техническим вопросам.
Дорожки парка усыпаны песком и гравием, поэтому берем подходящую обувь.
На вилле есть кафе и место для пикника у входа в бамбуковый сад, книжный магазин. При покупке билета в кассе нужно спросить план, на нем указаны два маршрута, короткий на 45 минут и более детальный, на 90 минут. Естественно, время вашего посещения ограничено только временем закрытия виллы и музея.
Вход с собаками разрешен только в сады и только на поводке.
И еще деталь — вилла расположена на восточном склоне и первую половину дня находится под прямыми солнечными лучами. Поэтому я бы рекомендовала учесть этот момент. Если погода не жаркая, то лучше на виллу пойти в первой половине дня. А вот в июле-августе, если стоят жаркие дни, тогда лучше виллу посетить после обеда. Но это, как говорится, деталь на любителя 🙂
В те периоды, когда вилла закрыта для публики, возможно помещение групп численностью минимум 15 человек, это бронируется заранее.